Модель сенсорного управления OS Android 4.1 Jelly Bean

Дата публикации:30.07.2012
Поделиться в Twitter Поделиться в F******k Поделиться в VKontakte Поделиться в Telegram Поделиться в Mastodon

Как известно, в версии 4.0 операционной системы Android был реализован функционал доступности сенсорного интерфейса для пользователей с нарушениями зрения, который получил название "Изучение касанием". В следующем поколении OS 4.1 данный функционал был усовершенствован и к нему были добавлены новые жесты управления, которые предоставляют незрячим более широкие возможности по взаимодействию с системой.

В данном материале будет рассмотрена модель сенсорного управления, реализованная в операционной системе Android версии 4.1 Jelly Bean в рамках специальных возможностей для незрячих пользователей.

Основное усовершенствование адаптивного сенсорного управления в Jelly Bean заключается в том, что к уже имевшемуся функционалу изучения касанием, когда программа экранного доступа просто озвучивала объекты под пальцем, добавлена так называемая линейная навигация, представляющая собой последовательное перемещение по всем объектам без необходимости указания пользователем точных их координат.

Теперь основные сценарии взаимодействия с сенсорным интерфейсом выглядят следующим образом:

  • Чтобы получить общие представления о содержимом экрана и расположении его элементов, пользователь может применить изучение касанием.
  • Чтобы быстро активировать какой-то объект на экране, чьё место расположение ему хорошо знакомо, он может использовать собственную мышечную память в рамках работы всё в том же режиме изучения касанием.
  • Чтобы обнаружить объект, чьё конкретное место расположение по каким-то причинам точно не известно, или же просто ознакомиться с содержимым экрана, не рискуя пропустить какой-то объект, пользователь теперь может применить линейную навигацию.

Например, при использовании приложения Play Market, можно на основе мышечной памяти в режиме изучения касанием быстро обнаружить кнопку "Поиск" в верхней части экрана. Когда же дело дойдёт до установки приложения, соответствующую кнопку, разумеется, можно продолжать искать аналогичным образом, зная, поблизости с какими элементами она находится, но можно перейти на линейную навигацию и в пару движений переместиться точно на неё, выполнив жесты последовательного перемещения по экранным объектам.

Таким образом, там, где возможно использовать мышечную память, пользователь может продолжать работать в режиме изучения касанием, но когда по каким-то причинам это не удобно, например, имеется много тесно стоящих объектов, существуют проблемы с пространственными представлениями и прочее, то всегда можно перейти на линейную навигацию.

Ввиду реализации линейной навигации, была введена такая сущность как "фокус доступности", то есть условный курсор, который указывает на тот элемент, который был выбран последним и к которому будет применено действие активации, при отдачи пользователем соответствующей команды. То есть при перемещении по объектам в рамках линейной навигации, они последовательно попадают в этот самый фокус доступности.

Здесь же следует отметить, что был изменён жест активации выбранного элемента. Теперь это не нажатие вторым пальцем, при удержании первого, а просто двойное быстрое касание, которое и активирует объект в фокусе доступности.

Когда палец прикасается к экрану, произносится элемент, расположенный в месте касания, и он помещается в фокус доступности. Плавное перемещение пальца по области экрана обеспечивает использование изучения касанием, при котором прочитываются объекты, попадающие под палец. Если же движение будет более резким и акцентированным, то данное действие будет оценено системой уже не как перемещение в рамках режима изучения касанием, а как выполнение жеста доступности, то есть отдельной команды управления экранным доступом.

Существует четыре основных жеста доступности, основанные на быстром перемещении пальца в одном из направлений: верх, вниз, влево или вправо. Кроме них, есть дополнительные жесты, основанные на комбинации из двух таких движений, например, вверх и влево, вниз и вправо и так далее, что даёт ещё двенадцать команд.

Таким образом, в общей сложности, система имеет шестнадцать жестов доступности.

Основные четыре жеста используются для навигации по объектам, то есть для перемещения фокуса доступности:

  • Вверх или влево - переход к предыдущему объекту.
  • Вниз или вправо - перемещение к следующему объекту.

То есть эти четыре жеста выполняют две команды, попарно дублируя друг друга, что обеспечивает однозначность их функционирования в разных положениях устройства (портретном и альбомном).

Особо следует отметить, что данные жесты не являются полными аналогами управляющих команд, отдаваемых с помощью аппаратных элементов, таких как джойстик, курсорные клавиши или trackpad/trackball.

Аппаратный контроллер перемещает не фокус доступности, а системный фокус, в который попадают только интерактивные объекты, то есть те, с которыми подразумевается прямое взаимодействие. Например, кнопки, флажки, поля редактирования и тому подобные. Описанные же жесты, перемещают именно фокус доступности, в который попадают не только интерактивные, но и все остальные объекты. Например, статические надписи, графические иконки и прочее.

Кроме того, успешность работы с приложением посредством системного фокуса прямо зависит от того, предусмотрел ли такую возможность его разработчик. Тогда как успешность использования фокуса доступности не находится в зависимости от поддержки приложением управления с клавиатуры.

С другой стороны, работая с клавиатуры при помощи системного фокуса, пользователь не будет постоянно натыкаться на возможно малоинформативные и бесполезные объекты, такие как логотип приложения или заголовочная надпись, поэтому нельзя однозначно утверждать, что какой-то из способов управления определённо лучше другого, так как всё сильно зависит от контекста.

Кроме основных навигационных жестов, незрячему пользователю предоставляются команды для ряда общих действий.

  • Вверх и вниз - повышение детализации.
  • Вниз и вверх - понижение детализации.
  • Вправо и влево - прокрутить список на экран вперёд.
  • Влево и вправо - прокрутить список на экран назад.

Также существует группа из четырёх жестов, функции которых могут быть переопределены самим пользователем. Однако изначально за ними закреплены следующие команды:

  • Вниз и влево - команда, аналогичная нажатию клавиши Back (Назад).
  • Вверх и влево - команда, аналогичная нажатию клавиши Home (Домой).
  • Вверх и вправо - открыть панель уведомлений.
  • Вниз и вправо - открыть панель последних использованных приложений, то есть аналог длительного удержания клавиши Home (Домой).

Оставшиеся четыре жеста в Jelly Bean пока не задействованы, и ждут своего часа.

Как говорит руководитель проекта по разработки специальных возможностей OS Android - Т. В. Раман (англ. T. V. Raman): "Жесты для управления и работы с фокусом доступности являются развивающейся частью специальных возможностей Android, и мы будем продолжать совершенствовать это, основываясь на пользовательском опыте" (в первоисточнике: Gestures for manipulating and working with Accessibility Focus are an evolving part of the Android Accessibility; we will continue to refine these based on user experience).



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2024